понедельник, 7 декабря 2009 г.

Три новые тенденции для малого бизнеса

Малый бизнес выжил и без господдержки. Как и предсказывали эксперты, гибкость позволила ему удержаться на плаву.
Украинская статистика в вопросе малого бизнеса не оперативна. Совсем недавно появились данные за 2008 год, и они не очень радуют — малыми предприятиями было произведено лишь 16,1% от всей реализованной украинской продукции, тогда как за 2007-й — 18,1%. Что касается уходящего года, то, опираясь на экспертную оценку, можно предположить, что снижение этого показателя не продолжится.
2,6 МЛН «МАЛЫШЕЙ»
Сводки из регионов, а они более оперативны, подтверждают, что рост малых предприятий и частных предпринимателей в этом году приостановился, но отрицательной динамики пока нет. В среднем количество новых субъектов предпринимательской деятельности в областях сократилось в полтора-два раза, а свою деятельность закончили на 10–25% больше предпринимателей, чем годом ранее. То есть можно предположить, что количество малых предприятий останется на прежнем уровне — порядка 2,6 млн.
Сейчас основной поток новых предпринимателей приходится на менеджеров среднего и ниже среднего звена, которые потеряли работу в кризис, но имеют некоторые сбережения и таким образом пережидают плохие времена. Они открывают ларьки, торговые точки на рынке, торгуют своими знаниями на договорной основе или даже работают таксистами.
РЕМОНТ, ПРОКАТ, КОМИССИОНКА
Именно они первыми сориентировались в ситуации и начали занимать ранее не характерные для украинского малого бизнеса ниши. На данный момент можно отметить три таких направления. Первое — ремонтный бизнес. В период кризиса потребители стали чаще ремонтировать, а не покупать новые одежду, обувь, технику и даже авто. Соответственно в зависимости от размера первоначального капитала стали появляться телеателье или ремонтные мастерские. Второе направление — стоки и секонд-хэнды. С начала кризиса популярность такого рода торговли серьезно выросла, и сейчас довольно обычным явлением стали не только вещевые стоки, но и магазины уцененной или бывшей в употреблении бытовой техники. Выросла популярность и комиссионных магазинов, казалось бы, давно ушедших в прошлое. Правда, теперь они больше ориентированы на узкие сегменты — бытовая техника, мобильные телефоны, вещи для детей. И третье направление — прокат. Об общедоступном прокате авто речь пока не идет, зато успехом пользуется снаряжение для активного отдыха (лыжи, лыжные костюмы, акваланги и т.д.), мелкая бытовая техника (как правило, берут на пробу, стоит ли такое покупать) и дорогостоящие, но нечасто используемые детские вещи (автокресла, походные манежи-кровати, рюкзаки).
В то же время лидеры роста малого бизнеса временно уходят на второй план. Если еще в 2007 году и первой половине 2008-го в таких секторах, как операции с недвижимостью, финансы и строительство, существенно увеличивалась доля малого бизнеса, то сейчас рост замер. Замирание вместо существенного спада (как это происходит в этих сферах в целом), видимо, связано как раз с тем, что подобными операциями по факту частные предприниматели не занимаются. Эти ниши прочно занимает крупный бизнес, которые путем дробления предприятия минимизировал налоги и сейчас выходить из тени не собирается тем более.
ОТЛОЖЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ И ПЕРЕЕЗД
Отток из мини-бизнеса тоже обусловлен сразу несколькими факторами. Первыми бросились закрывать свои конторы те, кто давно по факту не был предпринимателем, но из-за длительности процедуры ликвидации предпочитал стабильно платить единый налог. С началом кризиса многие согласились потерять время, чем 2,4 тыс. грн. за год. Вторыми оказались предприниматели, которые просто не смогли удержаться на плаву, — снижение спроса, удорожание импортных товаров, кредитные обязательства, все это заставило некоторые небольшие фирмы прекратить свою деятельность. Как показывали исследования, проводимые еще в 2006 году, около половины представителей мелкого бизнеса изначально не строили никаких планов развития и не планировали существовать более двух-трех лет. Таких кризис подтолкнул к загодя принятым решениям о ликвидации. Еще один момент — это перетекание среднего и мелкого бизнеса из столицы и больших городов в городки поменьше. До кризиса 57% малых предприятий работали в семи регионах, при этом 20% приходилось на Киев. Более привлекательные арендные ставки, менее жесткая конкуренция, ненасыщенность рынка даже в условиях кризиса стали для многих решающим фактором в вопросе переезда. Возможно, поэтому сейчас тенденция к снижению малого бизнеса в большей мере наблюдается в крупных городах, тогда как в регионах ситуация значительно лучше.
Впрочем, эксперты говорят, что кризис и его последствия коснулись только действующих бизнесов. А это далеко не все. По оценкам Всемирного банка, только половина зарегистрированных частных предпринимателей (около 1 млн.) активно ведут собственный бизнес. Остальные существуют только на бумаге или используют статус частого предпринимателя в других целях, например для оптимизации налогообложения. Данные украинской статистики тоже весьма красноречивы. В 2007 докризисном году малые предприятия вышли на рекордный отрицательный результат своей деятельности — минус 2 млрд грн. Причем наибольшие отрицательные показатели финансового сальдо показали малые предприятия в строительстве (1,2 млрд), торговле автомобилями (1 млрд грн.) и операциями с недвижимостью (1,2 млрд). Эксперты склоняются к мысли, что при таких исходных данных официальные результаты деятельности малого бизнеса в 2009 году могут быть только лучше. А вот качественные показатели оценить никто не берется.
ВИКТОРИЯ ПОДА
Источник: газета "КОММЕНТАРИИ"

Комментариев нет: